Машина, оборудованная радарами, лазерными сенсорами, видеокамерами, системами связи и GPS, а также бортовыми компьютерами, для управления которой не требуется человек, может стать реальностью уже в недалеком будущем. Например, в Дубае, по данным IRU, уже к 2030 году планируется перевести 25% транспорта в беспилотный режим. Чтобы не остаться на обочине истории, большинство мировых автоконцернов уже сегодня создают прототипы и проводят испытания беспилотного грузового транспорта. От международных брендов не отстает и «Камаз»: российский производитель намерен в 20-е годы наладить серийное производство разрабатываемого грузовика-робота.
Создание «умного» автомобиля повлечет и совершенствование всего дорожного комплекса. По словам главы постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Дмитрия Чельцова, потребуются интеллектуальные приложения, которые объединят беспилотные автомобили, инфраструктуру в единую систему. Одновременно потребуется и совершенствование дорожной инфраструктуры, поскольку беспилотные технологии предъявляют повышенные требования к качеству дорожной сети и ее маркировке. Должны быть организованы выделенные полосы, по которым смогут передвигаться беспилотные автомобили. Дорога должна быть оборудована также устройствами автоматического высокоточного позиционирования транспортных средств.
Разумеется, внедрение подобных разработок не может стоить дешево. Как рассказал в интервью «Ведомостям» генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин, государство вложит в разработку и создание беспилотников 18 млрд руб. Аналогичную сумму в организацию выпуска вложит «Камаз». Примечательно, что российский грузовик-робот разрабатывается с учетом отечественных реалий: он должен уметь ориентироваться в условиях плохой видимости, ездить по дороге с нечеткой разметкой и не оснащенной датчиками. В дальнейшем предполагается разработать модель, которая сможет ездить и по бездорожью. Наверное, создание беспилотной грузовой техники в России государство считает более реалистичным сценарием, чем строительство качественных дорог.
Еще один вопрос – целесообразность разработки автомобилей-беспилотников. Если на Западе рентабельность эксплуатации такого транспорта объясняют обычно недостатком и дороговизной водителей, то в России стоимость труда дальнобойщика не столь велика. Однако эксперты ожидают, что использование беспилотников даст другие весомые преимущества. Во-первых, это повышение безопасности дорожного движения и сокращение числа ДТП: ведь робот не будет нарушать правила. Во-вторых, сокращение срока доставки за счет круглосуточной езды и более эффективного прохождения пробок: машины будут точно знать, как им поступать в той или иной ситуации и какое поведение ожидать от других участников движения. И, наконец, повысится сохранность груза за счет, в частности, снижения риска ограбления на стоянке.
Сколько будет стоить грузовой беспилотник, пока не знает никто. Но тот же «Камаз» ожидает, что стоимость новой машины при серийном выпуске будет не более чем на 15% выше традиционного аналога. Однако, несмотря на все преимущества и соизмеримую стоимость в будущем, Дмитрий Чельцов полагает, что переход к беспилотным автомобилям потребует определенных мер стимулирования и льгот.
Дело в том, что эксплуатация беспилотных автомобилей также таит ряд рисков, которые разработчикам еще предстоит решить. Например, поведение робота-водителя при возникновении внештатных ситуаций: внезапном появлении на проезжей части человека или животного. Или борьба с хакерскими атаками и вирусами ПО беспилотников. Кроме того, разным производителям беспилотных машин нужно договориться об общих алгоритмах взаимодействия машин и обмена данными между ними.
Много неясностей и в правовом поле. Согласно Венской конвенции о дорожном движении «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя», что делает эксплуатацию беспилотных авто незаконной. А если разрешить автомобилям без водителей бороздить дороги, возникают новые вопросы. Кто будет нести ответственность за ДТП, в котором виновата «умная» машина: производитель, эксплуатант, создатель ПО? А как будет происходить международная доставка грузов? Кто будет проверять точность указанных сведений и расписываться в накладной? Кто будет передавать документы в таможенный орган? Так ведь придется и таможне переходить на полный электронный документооборот.
источник: "ПРОВЭД"